15 июля в Москве стартовала первая в истории ультрамарафонская велогонка Red Bull Trans-Siberian Extreme, повторяющая маршрут легендарной Транссибирской магистрали. Уже больше недели участники гонки крутят педали и уже добрались до Красноярска. В общей сложности им предстоит преодолеть 9 195 километров за 23 дня и финишировать на берегу Тихого океана во Владивостоке.
1. Подготовка велосипеда к гонке
К вопросу подготовки велосипеда нужно подходить не менее ответственно, чем к подготовке собственного тела. 9 195 километров – изнурительная работа для гонщика, часто на грани человеческих возможностей. Состояние российских дорог вызывает повышенный износ компонентов велосипеда.
В таких режимах работы он должен стать самым надежным, точным и точно настроенным инструментом.
- Самое первое, о чем стоит позаботиться, это надежность узлов и деталей велосипеда. В частности, трансмиссия (все, что приводит в движение мотоцикл) должна быть очень прочной и точно настроенной. Качественные материалы и гармонично подобранный групсет сделают передвижение гонщика легким, безопасным и надежным.
- Колеса – еще один элемент велосипеда, к которому предъявляются особые требования. Колеса должны быть прочными и долговечными, чтобы спокойно «проглатывать» множество неровностей. Они должны быть сверхпрочными, чтобы не было биения обода колеса («восьмерки») на протяжении всего пути. Шины и камеры должны быть устойчивы к износу и ударам о неровности дорожного покрытия. При этом помните о весе: колеса должны быть очень легкими.
- Тормоза и передачи должны работать без нареканий, ведь от их работы напрямую зависит безопасность движения. Не забывайте, что гонка — это не поездка по лесопарку, а профессиональные гонщики — это биороботы, дающие огромную нагрузку на байк.
- Фюзеляж велосипеда — рама и вилка. Основными характеристиками являются минимальный вес и отличная амортизация материала. В настоящее время велосипедисты могут выбирать из трех основных типов материалов: углерод, титан и хромомолибденовая сталь. Самые легкие рамы из углеродного волокна используются лучшими велосипедистами мира. Превосходная амортизация на неровностях и взрывное ускорение.
Титановый сплав — очень удобный материал для езды, но он несколько тяжелее карбона.
Хромомолибденовый сплав тоже очень удобен в езде, но самый тяжелый из трех типов. Этот материал сейчас редко используется в серьезных соревнованиях, но при езде на дальние и сверхдальние дистанции он может стать вашим выбором из-за высочайшего комфорта, хорошего качения и высочайшей надежности при разрыве.
Гонщики используют самые разные рамы, но все они оснащены сверхнадежными компонентами, а их вес минимален. И, конечно же, стоят как пара автомобилей отечественного производства.
2. Доработка и тюнинг велосипедов
До доработок дело доходит редко, а вот с настройкой байков перед стартом придется повозиться.
Особо следует отметить посадку райдера. Это подбор размера рамы, ширины руля, длины и угла поворота руля и прочих геометрических нюансов. Если все сделано правильно, то байк и гонщик становятся одним целым.
Это как удобная обувь: если она правильно подобрана по ноге, то в ней можно с комфортом пройти многие километры. Если обувь тесная или болтается, то и сто метров станет мукой. То же самое и с велосипедом.
3. Самое сложное в обслуживании велосипеда
Прежде всего, это дорожная грязь. После каждого этапа велосипеды необходимо тщательно мыть и смазывать цепь. А это минимум полчаса на каждый велосипед. Все это приходится делать практически в полевых условиях, а иногда даже в гостиничном номере.
Для мойки мы приобрели садовый пульверизатор с помпой и баком на 5 литров, что позволяет достаточно эффективно справляться с чисткой велосипеда.
Даже простая протирка десяти велосипедов может занять более четырех часов. И тут возникает еще один сложный момент: обычно после того, как байки обслужены, все бригады уже давно спят, и нам приходится хранить большую часть байков до утра в нашем гостиничном номере.
Тюнинг велосипеда иногда приходится делать в одном и том же месте. Тесно, некомфортно, но спасает накопленный за многие годы профессионализм – большинство операций делаются практически с закрытыми глазами.
4. Форс-мажор
Предусмотреть все невозможно, но в результате хорошей подготовки и грамотного ухода за велосипедами форс-мажоров за первые 4000 километров не было. Всего один прокол и одно незначительное биение колеса.
Даже износ цепей, ресурс которых составляет 2000-3000 километров пробега, еще не достиг критического уровня.
Стоит позаботиться о запчастях. Как бы вам не хотелось, но некоторые комплектующие просто не способны выдержать такой пробег. Имеет смысл взять с собой цепь, комплект звезд, 1-2 комплекта тормозных колодок, ролики заднего переключателя, оболочки тросов, тросы.
Мы взяли с собой профессиональные инструменты и расходные материалы в том количестве и ассортименте, которого хватило бы на открытие небольшой профессиональной мастерской. Все готовы и вооружены до зубов.
5. Подготовка к гонке
Полагая, что времени на личные дела будет не хватать, я заранее перестал бриться. Уже одно это сэкономило мне место в багаже и время для более важных дел. И теперь у меня классная борода.
Заранее предсказать рацион и отдых было сложно. На практике у нас гибкая круглосуточная работа. Гонка оказалась не прогулкой в гости к бабушке. После работ по обслуживанию велосипеда времени на нормальное восстановление и сон практически не остается. Но в любом случае, это все очень интересно и я рад быть частью этого приключения.
6. Что помогает вам справиться со стрессом
Искреннее желание помочь гонщикам поддерживать в форме своих «железных коней». И, конечно же, безумно интересно, что будет дальше.
Очень помогают профессиональные знания, позитивный настрой и закалка, накопленные за годы занятий велоспортом.