На первый взгляд может показаться, что работа по гибкому графику — это предел мечтаний. Но на деле непредсказуемый график часто оборачивается стрессом, исчезновением границ между жизнью и работой, бессонными ночами. Требует высоких навыков самодисциплины и самоорганизации. Фрилансеры, удаленные работники, частные практики и люди, занимающиеся проектной работой, легко могут это подтвердить.
Поэтому очень важно составить для вас адекватный график и найти лайфхаки, которые помогут вам чувствовать себя спокойно и уверенно. Вот несколько идей, как это сделать.
1. Нажмите и переключитесь
Но делай это с умом. Многозадачность выглядит очень заманчиво, но на самом деле она не повышает продуктивность, а, наоборот, только истощает.
Пытаясь быстро переключиться с одного дела на другое, мы только тратим время и силы. Например, после того, как вы отвлеклись на новое уведомление, вам потребуется в среднем 23 минуты, чтобы снова сосредоточиться на старой задаче.
Но все же переключение между задачами можно использовать эффективно, и вот когда это делать.
- Если дело может быть завершено в течение следующих 15 минут. Например, заказчик срочно просит внести изменения в проект или ответить на какие-то вопросы. Эта задача занимает хотя бы 20-30 минут? Продолжайте концентрироваться на текущей работе.
- Если задачу можно перевести в фон. Пока вы загружаете видео на хостинг или ждете обработки фотографий, вы можете проверить почту, оставить историю в социальной сети или ответить на сообщения. В этом случае вы не отвлекаетесь, а просто компенсируете небольшой «простой».
- Если два случая влияют на разные процессы. Например, для одного требуется работа ума, для другого — руки. Пока вы ходите по магазинам, убираетесь в доме или выполняете любую другую механическую работу, не требующую умственных усилий, вполне можно прослушать полезную аудиокнигу.
2. Найдите «ядро» в своем графике
Даже в самом хаотичном графике, скорее всего, будет стабильность. Например, в некоторые дни вы ходите на групповые занятия в спортзал, на уроки английского языка или на маникюр. А в других съездить в офис на планерку или встретиться с постоянным клиентом.
Пусть эти дела, четко привязанные к конкретному времени, станут неким стержнем, вокруг которого вы будете строить остальное расписание.
Вам остается только заполнить пробелы более гибкими задачами — и вот у вас рутина, а не просто хаотичная куча задач.
Это придаст вам чувство уверенности и стабильности. Кроме того, с более или менее последовательным графиком вы сможете сделать больше и тратить меньше времени на то, чтобы сориентироваться во множестве грязных задач.
3. Создавайте ритуалы
Гибкие задачи, в том числе личные, также могут стать важной частью графика. А если объединить их в группы и привязать к определенному времени суток, то они превратятся в ритуалы. Например, утренний ритуал может состоять из упражнений, медитации и ведения дневника, как в знаменитой книге Хэла Элрода «Магия утра». А вечером можно добавить чтение, зарядку для глаз, ванночку с ароматными маслами, косметические процедуры и так далее.
Ритуалы помогают структурировать день и разделить его на блоки, вносят чувство стабильности и настраивают на работу. Они также улучшают сон.
4. Сохраняйте рабочий настрой
Для тех, кто работает вне дома, с этим проще: сама атмосфера офиса или офиса располагает к работе. Но фрилансерам и удаленным работникам может быть очень сложно настроиться на задачи. Всегда есть соблазн пару дней полежать на диване или, наоборот, забыть «уйти» с работы и снять стресс.
Чтобы этого не произошло, старайтесь разделять работу и домашние дела.
Например, заниматься рабочими вопросами только до строго определенного часа и в определенные дни — как это было бы при постоянном графике. И обязательно выделите дома рабочую зону: сидя на диване, где вы обычно смотрите Нетфликс, настроиться на дело будет сложно.
5. Спите днем
Особенно, если из-за нестабильного графика вы не высыпаетесь по ночам. Короткий — от 10 до 90 минут — дневной сон освежает, способствует восстановлению сил, заряжает энергией. Продолжительность такого отдыха придется определять самостоятельно, отталкиваясь от собственных ощущений. Вот калькулятор, который поможет вам найти лучшее время суток.
Поставьте красную стрелку на время, когда вы проснулись, и посмотрите, где пересекаются желтые и синие круги. Это будет идеальный период для дневного сна. Например, если вы просыпаетесь в 7 утра, лучшее время для того, чтобы вздремнуть, — в 14:00.
И вообще: не забывайте отдыхать и делать перерывы каждые 25-45 минут. В противном случае вы рискуете потерять концентрацию и работа будет непродуктивной.
6. Держите личные дела в приоритете
При обычном графике работа занимает строго отведенное ей время — например, с 10:00 до 18:00. А когда график нестабилен, она стремится поглощать по 16 часов в день. Если не все 24. А личные дела и проекты часто откладываются в долгий ящик с оговоркой «сделаю, когда закончу работу». Но этот счастливый момент так и не наступает.
Так что попробуй сделать наоборот. В первую очередь уделяйте время личным делам — спорту, самообразованию, творчеству или ведению блога. И только потом приступайте к основным задачам. Так вы научитесь выполнять ту же работу за меньшее время и избавитесь от ощущения, что жизнь проходит мимо вас, и вы не успеваете заниматься тем, что для вас важно.
Читайте также 🧐