20 января на российские экраны вышел новый фильм «Аллея кошмаров» Гильермо дель Торо. Мексиканский режиссер, сценарист и продюсер снискал себе славу главного поставщика различных экранных ужасов и одновременно обладателя уникального почерка. Его «Лабиринт Фавна» стал культовым хитом, а «Форма воды» о любви женщины и земноводного получила четыре «Оскара».
Поклонники особенно ждали новый фильм мэтра, ведь в нем снялась целая плеяда знаменитых актеров, среди которых Брэдли Купер, Кейт Бланшетт, Тони Коллетт, Уиллем Дефо и Руни Мара.
И почему-то многие думали, что увидят красивый хоррор, близкий к эстетике Багрового Пика. Но ничего подобного в фильме нет вообще (если не считать ужасами выстрел через ухо). Кстати, даже характерные для Гильермо сцены насилия здесь представлены максимально точно и размеренно. И правильнее было бы определить жанр «Аллеи кошмаров» как драму с элементами триллера.
Фильм снят по одноименному роману Уильяма Линци Грешама, который уже был экранизирован в 1947 году. Британский режиссер Эдмунд Гулдинг тогда снял по книге образцовый фильм-нуар. Он провалился в прокате, но в итоге стал классикой.
Необоснованно долгое время работы и длительное воздействие
США, конец 1930-х гг. Обаятельный мошенник Стэн Карлайл устраивается на работу в бродячий цирк. Там он становится помощником ясновидящей Зины Крамбейн и учится у ее мужа Пита искусству «чтения» чужих мыслей. Вскоре герой решает, что слишком талантлив для работы на ярмарке, и вместе со своей возлюбленной иллюзионисткой Молли отправляется покорять большой город.
Кадр из фильма Аллея кошмаров
Вместе они обманывают людей в салонах с помощью словесной системы жестов, разработанной Питом. Это приносит хороший доход, но Стэну этого мало. Ему приходит в голову идея убедить богатых, что он может связаться с их умершими родственниками. Для этого он пользуется подсказками психоаналитика Лилит Риттер, роковой женщины, собравшей досье на всех состоятельных людей города.
Однажды к Карлайлу обращается миллионер, который хочет поговорить со своей умершей женой. Лилит предупреждает сообщника, что он затеял опасную игру и возмездие в случае неудачи будет суровым. Но ничто не может остановить Стэна.
Кадр из фильма Аллея кошмаров
Главная проблема фильма, конечно же, в том, что он слишком длинный. Картина идет 2,5 часа, и такое решение кажется не совсем оправданным. Ведь некоторые «чеховские ружья» даже не стреляют, а без ряда сцен можно было бы запросто обойтись.
Прямо сейчас вернитесь к первому абзацу описания синопсиса и перечитайте его. Суть умещается в несколько предложений, но на изложение у режиссера уходит около часа, если не больше. И только потом начинают развиваться основные события.
Кадр из фильма Аллея кошмаров
Из-за этого «Аллея кошмаров» словно распадается на две разные картины: ленту о бродячем цирке и классический фильм-нуар. Кажется, что вы смотрите два заголовка одновременно, не переключаясь. И от этого устанет даже самый неутомимый зритель. Из-за этого, несмотря на шикарный визуал, в какой-то момент наступает скука.
Эстетика нуара и актеры в их образах
Но все же надо признать, что «Аллея кошмаров» — один из самых красивых детективов последних лет. Внимание привлекает визуальная сторона фильма, особенно в первой трети. А как же иначе, когда каждый кадр пронизан мрачной романтикой и изяществом.
Кадр из фильма Аллея кошмаров
Гильермо дель Торо использует четкую формулу жанра нуар. Все составляющие криминальной драмы 1940-1950-х годов на месте: бесшабашный главный герой, терзаемый воспоминаниями из прошлого, роковая женщина, изощренная работа со светом. Одним словом, фильм выглядит так, как будто режиссеру золотого века Голливуда были предоставлены все современные технические возможности.
Знаменитые лица в кадре тоже не дают заскучать, хотя практически все актеры остаются в рамках своих ролей — в этом плане сюрпризов для зрителей не приготовили. Уиллем Дефо играет эксцентричную и немного пугающую личность, Кейт Бланшетт — изысканную роковую женщину, Руни Мара — невинную девушку с глазами лани.
Кадр из фильма Аллея кошмаров
Из этого ряда выпадает только один Брэдли Купер. Во-первых, у него просто нет устоявшегося архетипического образа, в котором его можно было бы легко представить. А во-вторых, персонаж прописан так, что его мог бы сыграть любой известный актер. Примечание: изначально на роль хотели взять Леонардо ДиКаприо, но компания не смогла с ним договориться.
Тема фатализма и утраченный смысл названия
Многие критики пишут, что на этот раз Гильермо дель Торо создал вполне реалистичную историю без выдуманных существ и тому подобного. Но это не так. Лента пронизана мистической темой предопределения судьбы, а сюжет изящно зацикливается, заканчиваясь тем же, с чего и начался.
Кадр из фильма Аллея кошмаров
Ключевым моментом, предопределяющим трагический финал, является предсказание Зины Крамбейн в исполнении Тони Коллетт. Кстати, интересно, что образ актрисы странным образом перекликается с ее собственной ролью в авторском фильме ужасов «Реинкарнация», где на первый план также вышла тема предопределения и фатализма.
Получается, что главная идея картины – неспособность противостоять разрушительной силе судьбы. Но в то же время очень странно, что в экранизации был утерян ключевой образ, давший название произведению. В оригинале герою приснился навязчивый сон о темной улице, в конце которой что-то светилось. И Гильермо дель Торо почему-то решил обойти эту очевидную метафору.
Кадр из фильма Аллея кошмаров
Аллея кошмаров — это невероятно красивые 2,5 часа, которые, тем не менее, выдержать не так-то просто. Режиссер как будто слишком увлекся и сосредоточился только на визуальной стороне картины. Из-за этого сюжет, особенно в начале, провисает. Причем до такой степени, что в первой трети зритель просто не понимает, к чему все это ведет.
Возможно, фанатам Гильермо придется немного снизить свои ожидания: «Аллея кошмаров» может быть немного скучной. Но все же стоит дать ленте шанс, дождаться развития событий. Ведь ближе к финалу действие станет намного веселее и интереснее.
Читайте также 😨😱